Кривоносов

Сергей Владимирович


Депутат Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации VI,VII,VIII созывов

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы
по туризму и развитию туристической инфраструктуры

Член Правительственной комиссии по развитию туризма
в Российской Федерации

Председатель правления Ассоциации экономического взаимодействия
субъектов РФ "Союз развития туризма в РФ"


 

Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Союз развития туризма в Российской Федерации»

ПРЕССА: Интервью и публикации



19.06.2017

Курортный сбор за 4 месяца может поменять форму и содержание


Дискуссии о том, каким быть курортному сбору в России, не утихают.  Регионы, которые участвуют в этом эксперименте, должны принять свой местный закон о курортном сборе до 1 ноября 2017 года. Что сегодня происходит с курортным сбором – в специальном обзоре «Вестника АТОР».

ЗА ЧТО И КТО КРИТИКУЕТ «КУРОРТНЫЙ СБОР»

Законопроект «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» не поддерживают многие общественные и отраслевые организации.

Так, отправить проект документа на доработку призывают профсоюзы. По мнению заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нины Кузьминой, курортный сбор превращается не в плату за пользование инфраструктурой, а «в налог на отдыхающих граждан России и санаторно-курортные учреждения в целях создания этой самой инфраструктуры».  

«Сырым» назвали законопроект и в Общественной палате России. Глава комиссии ОП по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников Елена Сутормина считает, что в законопроекте не до конца определены льготные категории граждан, которые могут быть освобождены от уплаты сбора.  По ее мнению, льготы следует распространить на студентов-очников во всех регионах, а также ввести льготы для ветеранов.

Свои сомнения высказывают также депутаты Государственной Думы. Так глава комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев говорит,  что документ будет сложно принять без четких критериев, на что будут потрачены деньги. Кроме того, как отмечает парламентарий, нужно учитывать и конъюнктуру туристического рынка.  «На фоне демпинга наших соседей и снижающихся цен на отдых, в том числе в Турции, мы в медийное пространство выносим эту тему. Это очень-очень тернистый путь, и нужно его хорошенько подготовить, прежде, чем на него ступать», - подчеркивает он.

Зампред комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова также говорит о необходимости прозрачности схемы сбора и расходования аккумулируемых средств.  По ее мнению, законопроект о курортном сборе несет в себе два главных риска – ничтожность собираемых средств и отток отдыхающих.

Как сообщал ранее «Вестник АТОР», о необходимости доработки законопроекта о курортном сборе заявили и в Совете Федерации.  Представители этого органа видят проблемы   с администрированием сбора, с определением льготных категорий граждан, а также вероятным  переходом части рынка туруслуг в теневой сектор.

Наконец, к взвешенности и осмотрительности при определении сумм сбора регионы призывает и федеральный центр. Так вице-премьер РФ Виталий Мутко рекомендовал территориям  подходить к этому вопросу «осторожно», понимая, что эти средства не станут основным источником их доходов.

Представители туроператорского сообщества также видят в законопроекте массу "узких мест" и рисков. 

ЗАКОНОПРОЕКТ ДОРАБОТАЮТ ПО СПОРНЫМ ВОПРОСАМ

Такую же позицию озвучил и глава правительства Дмитрий Медведев.  Премьер считает,  что при введении курортного сбора в российских регионах нужно действовать осмотрительно, проанализировав все риски. 

«Есть, наверное, и какие-то риски, которые нужно проанализировать, в том числе, будет ли этот курортный сбор подъемным для людей, чтобы люди приняли решение ехать, если с них такие деньги взыскивают. Но размер этих средств - он должен определяться на региональном уровне, и в этом смысл того законопроекта, который сейчас продвигается», - отметил Медведев, слова которого приводит РИА Новости. По мнению г-на Медведева, «здесь нельзя палку перегнуть», поэтому «действовать нужно крайне осмотрительно».

В итоге законопроект доработают депутаты: в подкомитете по туризму Госдумы создадут специальную рабочую группу по этому вопросу.

Как сообщил ТАСС замглавы комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов, работа группы будет строиться в контакте с регионами, при этом внимание будет  уделено, в том числе, вопросам  администрирования платежей, которые при реализации законопроекта в нынешней редакции могут, по мнению политика, привести к появлению коррупционной составляющей.

4 МЕСЯЦА НА РАЗДУМЬЯ

Между тем времени для принятия закона о курортном сборе у регионов остается все меньше. По данным  Министерства РФ по делам Северного Кавказа,  законы субъектов РФ о введение курортного сбора должны быть опубликованы не позднее 1 ноября 2017 года.   Пилотный проект по взиманию сбора должен стартовать с 1 января 2018 года.

В мае ряд территорий уже обозначил потенциальные суммы: так в Сочи и в Алтайском крае говорили о возможных 30-50 рублях с человека в день (законопроект предусматривает максимальную сумму сбора в 100 рублей с человека в сутки).  Однако, по оценкам ряда аналитиков, курортный сбор в таком «щадящем» размере  - 30-50 рублей - попросту может не окупить расходы на его администрирование – субъект Федерации может в итоге получить «ноль» - таким образом, сбор «съест сам себя».

Представители турсообщества обращают внимание и на тот факт, что если  курортный сбор будет взиматься только с легальных объектов размещения,  то это неизбежно приведет к падению объемов организованного туризма в России и оттоку отдыхающих в фактически не регулируемый «частный сектор», а субъекты Федерации потеряют деньги.

А КАК «У НИХ»? КУРОРТНЫЙ СБОР В ИСПАНИИ

Приводя аргументы в пользу курортного сбора, инициаторы и сторонники его введения часто обращаются к международному опыту, приводя в пример страны, где туристический налог взимается не один год. Действительно, только в Европе налог с туристов собирают 13 стран. 

Наиболее показателен в этом направлении опыт Балеарских островов, которые с каждым годом принимают все больше и больше туристов (14 млн отдыхающих в прошлом году). С 1 июля прошлого года все туристы старше 16 лет, посещающие Балеарские острова - Майорку, Ибицу, Менорку и Форментеру, в зависимости от типа размещения и сезона, обязаны платить эконалог или гостевой сбор в размере от 0,25 до 2 евро за ночь.  Эти средства   направляются  на поддержание туристической инфраструктуры островов и охрану окружающей среды.

Так вот, почти год спустя власти ряда островов отчитались о том, как они потратили часть собранных денег. Около 1,2 млн евро было израсходовано на покупку пяти новых катеров и оплату работы четырех специальных сотрудников, которые будут патрулировать восемь морских заповедников архипелага, пресекая незаконную рыбалку или пикники. 

Примерно такая же сумма будет потрачена на очистку прибрежных вод на муниципальных пляжах.  Еще часть средств уйдет на закупку более мощных опресняющих устройств, чтобы предотвратить возможный дефицит пресной воды в водных источниках (души) все на тех же пляжах.  Когда речь зашла о возможном повышении налога в этом году, власти архипелага пока отказались от этой идеи, объяснив свои шаги тем, что они еще не потратили те средства, которые были аккумулированы в прошлом году (около 50 млн евро).

Источник: www.atorus.ru/

Возврат к списку