Новости
18 Июня 2019, Москва, Государственная Дума
Депутаты фракции «Единая Россия» обсудили с Константином Чуйченко реформирование контрольно-надзорной деятельности в РФ
В Государственной Думе прошло заседание фракции «Единая Россия» с участием заместителя председателя Правительства — руководителя аппарата Правительства Константина Чуйченко.
|
Работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности была начата и проводится в соответствии с поручением Президента РФ, а также планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности РФ, утвержденным распоряжением Правительства РФ. Кроме того, в адрес депутатов постоянно поступает большое количество обращений от организаций различных форм собственности, заинтересованных в реформе контрольно-надзорной деятельности.
Константин Чуйченко рассказал депутатам о проводимой Правительством работе в части совершенствования контрольно-надзорной деятельности.
Правительством был подготовлен и внесен законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
«Тот законопроект обладал очень серьезным недостатком с точки зрения юридической техники: он содержал очень мало регуляторики, а в основном программные вещи — взгляды, теории. Мы пришли к выводу, что поступательный подход и анализ существующего регулирования не эффективны, поэтому надо одномоментно все зачеркнуть. Отсюда появилась так называемая «регуляторная гильотина». Это, по сути, юридико-технический прием, которым пользовались некоторые страны, когда реформировали свою контрольно-надзорную систему», — пояснил Чуйченко.
В своем Послании Федеральному собранию Президент России поручил за два года обновить нормативную базу контрольно-надзорной деятельности.
«В рабочем порядке собираясь с экспертами, со специалистами, мы пришли к выводу о том, что нужно разделять материально-правовое и процессуально-правовое регулирование. В этой связи мы предложили разделить закон о контрольно-надзорной деятельности на два закона, и это предложение было принято», — сказал Чуйченко.
Первый закон будет регулировать материально-правовые отношения, то есть решать вопрос о том, что проверяем. Главным институтом этого закона будет так называемое обязательное требование, которое, в свою очередь, будет являться предметом контрольно-надзорной деятельности или контрольно-надзорного мероприятия. Второй закон — процессуальный, он отвечает на вопрос о том, как проверять. В этом законе будут закреплены новый институт — контрольно-надзорное производство, а также гарантии соблюдения прав и законных интересов проверяемых.
Основная миссия процессуального закона состоит в том, чтобы воплотить так называемый риск-ориентированный подход. При этом риск-ориентированный подход находит воплощение также в материально-правовом законе, а именно его проявление состоит в том, что статус обязательного требования можно получить лишь тогда, когда это требование направлено на устранение определенного риска. «В этой связи мы в законе о контроле, где будем формировать институт обязательного требования, пропишем профиль риска, на устранение которого будет направлена контрольно-надзорная деятельность», — пояснил вице-премьер.
Оба законопроекта могут быть внесены на рассмотрение нижней палаты парламента уже в осеннюю сессию, сообщил Чуйченко.
Кроме того, в течение 2020 года необходимо будет создать подзаконное регулирование государственного контроля (надзора). «На сегодняшний день, в принципе, нет даже четкого понимания, сколько актов регулируют сферу контрольно-надзорной деятельности. В целом мы исходим из того, что необходимо значительно сократить количество нормативных актов, и, собственно говоря, требования тоже должны быть сокращены. Мы планируем уйти от дублирующих требований, процессных требований и так называемых методических требований», — обозначил заместитель председателя Правительства.