Кривоносов

Сергей Владимирович


Депутат Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации VI,VII,VIII созывов

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы
по туризму и развитию туристической инфраструктуры

Член Правительственной комиссии по развитию туризма
в Российской Федерации

Председатель правления Ассоциации экономического взаимодействия
субъектов РФ "Союз развития туризма в РФ"


 

Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Союз развития туризма в Российской Федерации»

ПРЕССА: Интервью и публикации



16.04.2021

Можно ли вернуть деньги за пропавшую путёвку в Турцию

Несостоявшимся туристам есть смысл внимательнее перечитать заключённые с турагентствами договоры

Россиянам, успевшим купить путёвки в Турцию или Танзанию, авиасообщение с которыми закрыто с 15 апреля, нужно внимательно прочитать их договоры с турагентствами, найдя пункты об отмене или переносе поездки и порядке возврата уплаченных денег. Возможность получить возмещение за несостоявшийся отдых в разных компаниях может сильно различаться, рассказали «Парламентской газете» в общественной организации «Союз пассажиров».

Когда вызывать «Турпомощь»?
15 апреля премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о возврате денег туристам за аннулированные путёвки. Однако документ касается только договоров, заключённых по 31 марта 2020 года включительно. О выплатах путешественникам, не попавшим на курорты в этом году, ничего не говорится.

«Многие подумали, что в тексте официального документа есть опечатка, поскольку опубликован он был в день закрытия авиасообщения с двумя популярными курортами. Только в Турции по линии туроператоров сейчас находятся около 50 тысяч россиян, ещё примерно столько же отдыхают, что называется, дикарём. Но нет, распоряжение премьер-министра верное. Получить возмещение пока можно лишь за прошлогодние туры», — прокомментировал Кирилл Янков.

Конечно, вернуть деньги за сорванный отдых хотят и наши сограждане, купившие путёвки в Турцию или Танзанию в этом году. Туры приобретались вплоть до даты объявления о закрытии взаимных полётов — 12 апреля.

«В связи с пандемией глубина бронирования снизилась, то есть граждане покупают путёвки за несколько недель, а то и за пару дней до вылета, а не за месяцы, как раньше. В любом случае, когда бы ни была оплачена поездка, если она не состоялась не по вине туриста, то он должен быть признан пострадавшим», — считает Янков.

Возместить уплаченные за тур деньги россияне могли бы за счёт средств фонда персональной ответственности туроператоров. Он формируется в нашей стране с 2017 года. В связи с пандемией ежегодные взносы в этот фонд туроператоры пока платят в сокращённом размере — 0,25 вместо одного процента общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за 2020 год. Такое решение также приняло Правительство.

«Нужно активнее использовать возможности ассоциации «Турпомощь» для возмещения понесённых туристами затрат. Делать это под контролем Ростуризма и к каждому случаю подходить индивидуально — универсальных решений нет», — сказал «Парламентской газете заместитель председателя Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Сергей Кривоносов.

А турагент против
Председатель «Союза пассажиров» Кирилл Янков посоветовал россиянам, чьи туры попадают на даты запрета полётов, внимательно прочитать заключённый с турагентством или туроператором договор. Особенно стоит обратить внимание на пункты, касающиеся причин отмены поездки. По общепринятым правилам, закрытие авиасообщения со страной вылета по решению государственных органов относится к числу обстоятельств непреодолимой силы. Деньги за такие туры оплатившим их гражданам должны вернуть. Но не всё так просто.

«В договорах часто указывается «небезусловность» возврата или есть пункт о том, что средства возвращаются не полностью. Это может быть как комиссия туроператора, так и его объективные расходы, то есть те деньги, которые компания уже перечислила принимающей стороне и не может их вернуть. Последнее — наиболее частая причина отказа в возврате полной уплаченной клиентом суммы», — продолжает Янков.

При этом он обращает внимание, что узнать, сколько именно и за что российский туроператор перевёл своим, к примеру, турецким коллегам, не представляется возможным. Эта информация является максимально непрозрачной для клиента. При наличии сомнений потребитель может обратиться в Роспотребнадзор или потребовать разбирательства в суде, но и то, и другое может сильно затянуться. Добиваться правды и денег придётся долго, и, возможно, это не принесёт желаемого результата.

Всевозможные туристические форумы пестрят многочисленными историями боданий россиян с турфирмами, но в большинстве случаев такие разбирательства заканчиваются ничем. Да и начитавшись подобного, вступить в схватку за свои кровные решатся далеко не все. Нервы и время дороже.

Страховка для туриста
Проблема защиты прав туристов обострилась с началом пандемии. По оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР), к концу марта 2020 года у турфирм накопились обязательства по более чем 600 тысячам отложенных туров. Тогда власти предложили установить особый порядок компенсаций для граждан, которые купили тур, но не смогли поехать на отдых из-за объявленного карантина — правительство может устанавливать особые условия, порядок и сроки возврата туристам денег за туры или «предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта».

Что касается нынешнего турецко-танзанийского локдауна, то у туристов есть несколько вариантов: можно сдвинуть тур на более поздние сроки, выбрать другую страну или российский регион для поездки в запланированные или другие даты, либо вернуть деньги за путёвку. Всё — по договорённости с туроператором.

Меж тем эксперты отрасли продолжают обсуждать введение обязательного страхования туристического продукта. Эта мера могла бы позволить возвращать деньги за несостоявшиеся туры быстро и в полном объёме.

В Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов обращают внимание, что обязательная страховка, если она будет введена, не должна существенно влиять на стоимость путёвки.

«Нынешняя ситуация нашла своё разрешение — граждане получили достаточные возможности и без отдыха не останутся. Но от всего застраховаться нельзя. Каждый новый форс-мажор — вызов для туристической отрасли, которую государство обязано поддержать. Страхование тура — эффективный инструмент, но он должен быть всё же добровольным, чтобы не стать дополнительным обременением для того, кто его покупает. Сегодня, приобретая путёвки, некоторые отказываются даже от медстраховки, чтобы сэкономить», — говорит член Комитета Светлана Бессараб.

На недоступность туристического страхования обращают внимание и в «Союзе пассажиров». В существующих сегодня программах за страховку можно отдать до четверти стоимости тура. Вряд ли при такой цене услуга может быть популярной.

«Нужен механизм, подобный эскроу-счетам в строительной отрасли. Долгое время нам говорили, что защититься от недобросовестных застройщиков нельзя, но в итоге проблема решена. Выход нужно искать и в случае с туристической отраслью», — заявил Кирилл Янков.

Источник: pnp.ru

Возврат к списку